Спасский Игорь Дмитриевич

Герой Соц.Труда
Спасский Игорь Дмитриевич – советский российский учёный, специалист в области организации проектирования и строительства подводных лодок, главный конструктор Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин», доктор технических наук.

Родился 2 августа 1926 года в городе Богородск (ныне – Ногинск) Московской области в семье служащего. Русский. Окончил в 1949 году паросиловой факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э.Дзержинского. С 1949 года - в Военно-Морском флоте СССР. С октября 1949 года служил на строящемся крейсере «Фрунзе» в городе Николаев. В 1950 году инженер-лейтенант И.Д.Спасский был откомандирован на работу в судостроительную промышленность с оставлением в кадрах ВМФ (уволен в запас в 1955 году по сокращению Вооружённых Сил в звании "старший лейтенант-инженер).
С 1950 года работал в СКБ-143 (ныне – ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит»), участвовал в создании опытной подводной лодки с парогазовой турбинной установкой. С 1953 года работал в Центральном КБ-18: инженер-конструктор, с 1954 - начальник сектора, с 1956 - заместитель главного конструктора атомной подводной лодки. С 1968 года – главным инженером, в 1974 году возглавил Ленинградское проектно-монтажное бюро «Рубин» (КБ-18; ныне – ОАО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин»), сначала как главный конструктор, а с 1983 года – генеральный конструктор. На этом посту он находился до конца 2006 года.

Основополагающий вклад И.Д.Спасского в создание морской составляющей ракетно-ядерного потенциала СССР и России, базирующейся на подводных лодках Военно-Морского Флота широко известен. Им разработан ряд фундаментальных принципов, обеспечивающих как высокую эффективность, так и безопасность эксплуатации подводных лодок и их атомных энергетических установок; определён оптимальный объём автоматизации управления подводными лодками; разработаны принципиально новые технологические методы строительства подводных лодок, существенно снижающие сроки и стоимость их строительства и значительно повышающие их боевые характеристики. Вклад И.Д.Спасского в науку и технику реализовался в строительстве более двухсот подводных лодок, в том числе и в создании целого семейства самых малошумных и высокоэффективных дизель-электрических подводных лодок, завоевавших высочайшую репутацию на мировом рынке.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июня 1978 года главному конструктору Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» Спасскому Игорю Дмитриевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В период с 1950 по 2006 год он участвовал в создании четырёх поколений подводных лодок. В общей сложности по его проектам построено 187 субмарин (91 дизель-электрическая и 96 ядерных), которые составляли и составляют ядро советского и российского флотов. Он был главой ЦКБ, разработавшего атомную подводную лодку К-141 «Курск», последнюю субмарину класса «Антей», поступившей на вооружение ВМФ России. 12 августа 2000 года на борту подводной лодки произошёл взрыв торпеды, и она затонула. Большая часть экипажа погибла во время взрыва, но некоторые моряки выжили и прожили ещё несколько дней в девятом, хвостовом отсеке корабля. Спасательные работы потерпели неудачу. К тому моменту, когда спасатели добрались до отсека, моряки уже были давно мертвы. Во время спасательной операции И.Д.Спасский контролировал работы по разрезанию и поднятию лодки.

И.Д.Спасский умело сочетал научно-организационную и общественную работу. Он был председателем диссертационного совета при ЦКБ МТ «Рубин», заместителем председателя научного совета по волновым процессам РАН, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям в области науки и техники, членом комиссии Совета безопасности РФ. Он был научным руководителем сборника «История отечественного кораблестроения» в 5 томах и научно-исторического справочника «Русские подводные лодки» в 3 томах, членом главной редакции серии справочника «История создания и развития ОПК России и СССР (1900-1963)».

Избирался депутатом и членом Исполкома Ленинградского горсовета, народным депутатом СССР в 1989-1991 годах.

Живёт в Санкт-Петербурге.

Награждён советскими 2 орденами Ленина (1970, 1978), орденами Октябрьской Революции (1986), Трудового Красного Знамени (1963), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2002), Почёта (29.12.2010), медалями, в том числе «За боевые заслуги», Почётной грамотой Правительства РФ (2001).Ленинская премия (1965). Государственная премия СССР (1983). Государственная премия Российской Федерации (2007).

Академик Академии наук СССР (1987). Доктор технических наук (1978). Профессор (1984). Член Межведомственного научного совета по судостроению Российской Академии наук.
Народный депутат СССР (1989-1991).
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (22.05.2002).

Сочинения:
«Пять красок времени» (2001).